Предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

    Финансирование предупредительных мер осуществляется исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) с 2001 года и является одним из наиболее эффективных механизмов, способствующих снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.

     Порядок и условия финансового обеспечения предупредительных мер установлены в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее Правила ).

     Указанный документ опубликован 25 января 2013 года в «Российской газете» и вступил в силу с 1 января 2013 года.

     В соответствии с п. 2 Правил объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

     Согласно п.3 Правил финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:

 а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

 б) реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда ;

 в) обучение по охране труда следующих категорий работников:

руководителей организаций малого предпринимательства;

работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда;

руководителей (в т.ч. руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;

членов комитетов (комиссий) по охране труда;

уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

 г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее типовые нормы), а также на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

 д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

 е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

 ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 г. № 46н;

 з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

 и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).

     В соответствии с пунктом 4 Правил страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер до 1 августа текущего календарного года. Прием документов осуществляется:

— от страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 7 000 000 рублей включительно — филиалами регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации страхователей;

— от страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 7 000 000 рублей — региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации

     Для получения финансового обеспечения предупредительных мер страхователи должны представить в исполнительный орган Фонда пакет документов:

— заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер по установленной форме;

— план финансового обеспечения предупредительных мер по установленной форме;

— копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

— документы, обосновывающие финансовую необходимость выбранных предупредительных мер.

     Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер (далее — решение) принимается:

 а) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 7 000 000 рублей включительно — филиалом регионального отделения Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных Правилами;

 б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 7 000 000 рублей — региональным отделением Фонда после согласования с Фондом.

     В этом случае территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных Правилами, направляет их на согласование в Фонд.

     Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

     Решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании — с обоснованием причин отказа).

     В соответствии с п.9 Правил исполнительный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

 а) если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;

 б) представленные документы содержат недостоверную информацию;

 в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.

     При представлении неполного пакета документов, заявление к рассмотрению не принимается. В этом случае страхователь вправе повторно, но не позднее 1 августа текущего календарного года, обратиться с заявлением в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации с приложением полного пакета документов.

     Страхователь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.

     Страховщик осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер.

    Документы:

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»

2. Бланки форм и образцы документов

источник: ФСС РФ